№ 297, 10 ноября 2002 г. | Владимир Баранов | |||||||||||
ГОСУДАРСТВО, ИНФОРМАЦИЯ И НАЧАЛЬНИКИ | ||||||||||||
Проблема Воображение - свойство ума, заставляющее нас думать,
Стадия 1. Start up. Сказания дилеров об ослепительных перспективах достигают сознания начальства, и за немеренные бюджетные1 деньги система приобретается. В вышестоящих структурах под неё выбиваются штаты, и создаётся некое специальное подразделение, которое быстро разрастается. Разрабатываются многочисленные планы, ТО и ТЗ, заключаются договоры с дружественными коммерческими структурами по освоению системы. Стадия длиться до полугода, в зависимости от понятливости и связей начальства. 1. Из корпоративных структур дилеров обычно гонят взашей, а покупают лишь то, что действительно нужно по жизни, потому прокалываются с информационными системами реже, чем в государственных структурах, хотя, ради справедливости, необходимо отметить, что и в бизнесе лохов тоже хватает. - Прим. автора. Стадия 2. Кульминация. Система активно осваивается - золотое время, оно более уже не повторится в жизненном цикле. Длится от полугода до года, включает в себя всё самое важное: "распиливаются" бюджетные средства, реализуются "откаты" из коммерческих структур. Коммерческая структура приносит свой первый (он же оказывается и последним) отчёт о проделанной работе по написанию методик для системы под нужды организации. Стадия 3. Закат. Доедание всего вкусного, что ещё можно извлечь из осваиваемой информационной системы. Инициатор напоследок ещё ездит в командировки (типа зимой в Сан-Франциско), программисты доучиваются на спецкурсах, организуемых разработчиком системы (типа по $250 в день). Но уже начинаются проблемы с коммерческой структурой, которая обнаглела и более не желает выдавать практических результатов. Тем не менее, опытный руководитель, инициировавший приобретение системы, представляет наверх оптимистический отчёт о ходе работ по её освоению, получает повышение и отдаляется от непосредственной ответственности за её дальнейшую судьбу. Время уже смутное, но ещё оптимистическое, длится от силы полгода. Стадия 4. Рассасывание. Инициатор приобретения системы получает ещё одно повышение и окончательно удаляется от руководства её освоением. Коммерческая структура окончательно обнаглевает, требует каких-то денег и грозит судом. Начинается массовое бегство программистов из организации. После их исчезновения обнаруживается а) отсутствие какой-либо проектной документации и б) невозможность хоть как-нибудь эксплуатировать систему силами клерков, ради облегчения труда которых она создавалась. Начальство выказывает признаки озабоченности и заводит речь о расследовании. Всё это длится те же полгода, но исполняется уже не moderato, а presto. Стадия 5. Finita la comedia. Происходит в каждом офисе по-разному, но в принципе сводится к двум вариантам, притом выбор варианта определяется дальнейшим развитием карьеры инициатора приобретения системы. Если он сам становится руководителем несчастного учреждения, происходит переход на п.1 и стартует новый жизненный цикл информатизации. Если карьерный рост инициатора не достигает вершины, неизбежен его разлад с начальством, которое в интересах собственной безопасности запускает кадровую зачистку. В любом случае результаты внутреннего расследования запираются в сейф, а по поводу системы подписывается акт о приёме её в эксплуатацию 2 . Зачистка обычно приводит к выбытию из организации "по собственному желанию" (но с "волчьим паспортом") не только инициатора, но также главбуха и того бедолаги, которому инициатор делегировал ответственность за систему. Эта стадия скрашивается интригами и скандалами, которые клерки с огромным удовольствием обсуждают, - впрочем, лишь до начала сокращения штатов. Последнее наступает неизбежно, как мировая информационная революция, и знаменует собою финал современной комедии нравов. 2. NB: поскольку описанный сценарий повторился практически во всех крупных московских конторах, то государственная мысль, как бы сама собою, вдруг достигла идеи, как спастись всем вместе: в 2001 г. была объявлена программа "Электронная Россия 2002-2010", в рамках которой весь накопленный электронный неликвид, существующий только в актах о приёме в эксплуатацию, с чувством глубокого удовлетворения будет списан (точнее, вписан), как ценный вклад в этот колоссальный проект стоимостью $2.6 миллиарда, ну а дальше - по известному принципу "либо эмир, либо ишак, либо я". - Прим. автора. Итак, полный жизненный цикл "информационного пузыря" в отдельно взятой государственной конторе не превышает трёх лет. Но и после кончины проекта система ещё живёт. Её демонстрируют как свидетельство прогресса столичной информатизации коллегам из регионов и делегациям из Монголии и, кабы не ощущение жернова на шее, начальство плюнуло бы, да смирилось с такой формой информатизации. Но в каждой конторе есть своя интрига и, следовательно, шанс, что некий энергичный карьерист из подчинённых или со стороны станет будировать уже закрытый финансовый вопрос… Вопрос: может ли в принципе приобретение информационного монстра послужить благополучию крупной государственной организации? Ответ: не может в принципе - чтобы удовлетворять информационные потребности, их нужно иметь, а не только декларировать. Информационная система, приобретаемая под декларируемые информационные потребности, это прямые инвестиции отнюдь не в информатизацию, как можно было бы сгоряча подумать, не зная российской реальности-ментальности, а прямиком в квартиры, дачи, иномарки и туры в Турцию зарождающегося российского среднего класса. Ведь его modus vivendi как раз в перераспределении денег и состоит, отчего правильнее было бы говорить о среднем классе начальников. Информация и начальники Начальник вдвое тупее, чем это кажется ему самому, Вся практика работы с информацией в Москве - самом
продвинутом в информационном отношении регионе России - противоречит
утверждениям высших сановников о том, что они и в самом деле нуждаются в
современных информационных системах, а не только в "откатах" с их
реализации. Ведомство-супергигант - МВД затевает обмен советских паспортов на российские. Казалось бы, вот он, превосходный повод продемонстрировать интеллектуально смелые решения милицейской мысли, давно уж, ясное дело, наработанные в профессиональной среде, воспетой полковницей Марининой. Её герои на телеэкране уже приучили нас, законопослушных обывателей, что без компьютерных технологий нынешний сыщик - как без табельного ПМ. Идей навалом. Можно было бы превратить новый паспорт в кредитную карточку, которую удобно хранить в личном мобильнике, как это сделано в Финляндии. Можно сделать фотографию в паспорте потайным хранилищем всей важной полицейской информации о данном гражданине, как это сделано в Израиле. Методы компьютерной стеганографии позволяют практически без потери качества изображения хранить в фотографии, как в контейнере, хоть целиком личное дело на обладателя паспорта. Даже до нашлёпки штрих-кода на паспорт не допёрли в прославленном бандитско-ментовскими сериалами МВД. Притом, что сделать машинночитаемым этот, в общем-то, ненужный рядовому российскому гражданину документ, созданный исключительно для милиции, - казалось бы, внутренний вопрос Министерства внутренних дел. Исключительно вопрос собственного удобства. Но никаких информационных изысков новый российский паспорт не содержит. Это не паспорт XXI века, а типичный "пачпорт" века XVIII, в который по-прежнему вписана крепостная советская прописка, именуемая теперь регистрацией, и по неактуальным уже соображениям, ликвидирована графа о национальной принадлежности. Короче, начисто провалили тугодумы милицейские гигантский проект паспортизации населения. Наверняка ведь придётся всё переделывать заново, а причиной тому - информационная слабость силового ведомства, до отказа набитого информационными системами. Впрочем, нельзя сказать, что проку от милицейских систем нет совсем: хиты компьютерного рынка "Горбушка" это как раз ворованные милицейские и ГАИшные секретные базы данных. Государство проводит перепись населения - такое впечатление, что для криминальных структур, поскольку защиты информации никакой. Рыночные структуры уверенно принимают заказы от частных лиц на данные переписи, ориентируясь на ближайшие 1-2 месяца, в то время как Госкомстат берёт на обработку данных аж целый год. С информационными системами в этой, уже прославленной "делом статистиков" организации, вроде бы благополучно. Коммунальные платежи. Это вообще нонсенс: люди хотят государству отдать свои деньги, но оно, государство, не способно их, эти самые платежи, получить. Для этого и надо-то всего лишь соорудить то, что программисты называют словами "дружественный интерфейс" - удобную в пользовании, терпимую к мелким ошибкам пользователя систему массового отъёма денег у населения. Быть может, задача безмерно сложна - в одном месте получать от людей деньги за все услуги, оказываемые им государством? Пенсионеры, по несколько раз отстаивающие очереди к окошкам разных касс, чтобы сдать свои трудовые копейки расплодившимся "естественным монополистам", не подозревают, естественно, ни о каких "Ораклах" в московских небоскрёбах "Сбербанка", "Газпрома" и "РАО ЕС России". Не думают они и о дивизии тысячедолларовых программистов, пьющих чай "Липтон" по офисам этих структур. Впрочем, и суперпрограммистам тоже не до пенсионеров, они с озабоченностью думают, что пора уже апгрейдить систему. Короче, коллизия: информационных систем во всех государственных учреждениях, какое не возьми, - навалом, практической пользы - почти нуль. Экономист сказал бы, что происходит неэластичное замещение инвестиций информационным продуктом. Начальники в нашей стране таких терминов не знают, но твёрдо верят, как раньше верили в коммунизм, что компьютерных систем надо больше, больше, ещё больше… И вот когда, наконец, их станет совсем уж много, тогда-то все проблемы и будут решены, а те, что не решены сейчас, они оттого и не решены, что информатизации маловато будет. Конечно, изведав вкус "откатов", они лишь прикидываются, будто и в самом деле так думают. Нынче в России компьютерщина, действительно, что твоё поле чудес в стране дураков, только не "крекс, фекс, пекс", а скажи ты "e-gov", и тогда за ночь вырастет тебе тенистое дерево госфинансирования со стодолларовыми ассигнациями вместо листьев. Всё так. Однако сколь бы превратно не преломлялась проблема информатизации в мозгах начальства, проблема остаётся и потребует своего решения - не сейчас, так в 2010 году, когда нынешние аферисты отбудут, вслед за своими капиталами, детьми и недвижимостью, на ПМЖ в страны с мягким климатом и твёрдой валютой. Суть проблемы информатизации - в обнажившейся неэффективности неосязаемой и нематериальной продукции. Информации. Почему затраты на информацию растут, а отдача - практически нет? Ответа пока не может дать никто, но рынки уже проголосовали против информационных технологий. Отметим, и Нобелевский комитет три последних года премии по экономике раздаёт исключительно за выяснение роли информации в экономической динамике. Тоже, значит, интересуется проблемой информатизации. Странно только, что в Стокгольме не догадались у российских начальников спросить. А позвонили, что услышали б в трубке, догадайтесь с трёх раз? Услышали бы по смыслу ровно то же, что две тысячи лет тому назад на площадях вечного города ревели гг. римские плебеи в эпоху заката империи, но только уже не "Panem et circences"3, а "Даёшь информационные системы и компьютеры!". 3. "Хлеба и цирковых игр" (лат.) - так дословно звучит выражение из 7-й сатиры Ювенала, ставшее кличем римского плебса эпохи императора Августа. Известно в интерпретации "хлеба и зрелищ" - Прим. автора. И как раз именно потому, что таково стремление этого сорта людей, то в правильном направлении надо двигаться ровно в обратную сторону. Информация и клерки Создайте систему, которой сможет пользоваться Клерки - главный тормоз информационного прогресса. Как думаете, что за народ наполняет административные здания в центре Москвы? Верно, самый отстой. Либо старьё, которое на вопрос о взятках твёрдо отвечает, что брали бы, если б знали, где их дают и как их брать. Ещё жёны, озверевшие от сидения дома и нуждающиеся в душевном общении. Также юноши, которых в офисы определили затем, чтоб не нюхали клей по подвалам, и девушки со знанием языков из приличных семей в ожидании декретного отпуска. Но напрасны старания разработчиков продвинутых систем, которые уж настолько простым и удобным сделали доступ, что пользоваться им может, буквально любой дурак. Не пользуются клерки. Вот дураки! А где их взять других-то? Умные - за границей, грамотные - в бизнесе, толковые - учатся в университетах. Короче, новую информационная систему осваивают лишь единицы, а освоив, тут же оставляют госслужбу и отбывают в бизнес-структуры. Замкнутый круг? Только кажущийся! Как известно, "нет некрасивых женщин…", точно также нет и клерков, совершенно ни на что не пригодных. И не тупость природная тормозит их в стремлении овладеть секретами суперсистемы "Oracle", а ненужность этой технологии в их повседневных делах и заботах. По поводу же непонятного и, притом, ненужного всё уже сказано у Козьмы Пруткова: "Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий". То есть, получается, существует некая задача о введении некоторых непонятных вещей в круг понятий рядового клерка. Здесь мы вступаем на явно зыбкую почву онтологии индивидуального сознания, но - ничего не поделаешь - без риска нет успеха. Так вот, наука этот вопрос трактует так. Человек, как утверждает психология труда, 4всегда находится в "зоне ближайшего окружения" некой субкультуры, тех знаний и представлений, которыми он эффективно, творчески владеет. Складывается зона ближайшего окружения двояким образом. Объективно она формируется социальным положением человека, определяющим доступные ему знания и прочие блага, существующие в данной субкультуре. Субъективно же своё ближайшее окружение всякий человек формирует, реализуя индивидуальные способности и склонности. Объективно клерк в госучреждении формируется как придаток к Word'у - той технологической снасти, которую он только и способен освоить в субкультуре чиновного отчёта. Ну, даже если ещё и Excel с Acsess'ом он освоил, сути дела это не меняет. А суть дела в следующем. В рамках своей задачи или, - если шире, - субкультуры, клерк обрабатывает ДАННЫЕ, но оконные интерфейсы информационных систем предполагают, что ими пользуются ради анализа ИНФОРМАЦИИ. Иначе в наворотах нет смысла. Данные и информация различаются в функциональном смысле как "милостивый государь" и "государь император", пусть, и то, и другая, чаще всего, являются продуктом одних и тех средств MS Windows. Разница, хоть и принципиальная, но, увы, практически никем неощутимая. Чтобы далее не раздражать читателя парадоксами, дадим
определение. 5 4. Андерсон Дж.Р.
Когнитивная психология. - СПб: Питер, 2002. - 496 с. Информация, которая есть осмысленные данные, клерку недоступна. И не оттого вовсе, что так уж сложна, - просто не входит в круг его интересов. А уж коли вошла, то вместе с этим интересом появляется и принадлежность к иной субкультуре и, соответственно, другому слою чиновничьей иерархии, намного более тонкому - к аналитикам, экспертам, или как-то там ещё. Между прочим, инфометрика, упомянутая в последней ссылке, даёт вот какую классификацию агрегатных состояний неосязаемой и нематериальной продукции, которую даже и специалисты-то, путаясь в понятиях, называют по-разному (рис.1).
Рис.1. Диаграмма дискретных состояний меры разнообразия реального мира. Не пытаясь осмыслить здесь устройство диаграммы, о смысле которой сочиняются толстые монографии, отметим лишь две её особенности: а) слева направо вдоль диаграммы увеличиваются два таких параметра, как "тираж" и "характерное время существования"; б) во всех офисах имеют дело лишь с первыми тремя качественными состояниями, изображёнными на рис.1. Резюме. Сигналы - это некие бинарные сообщения, например, краткое "да" или "нет" по мобильнику. Данные - это колонки чисел в таблицах Word или графики в Excel. Информация - это расшифровка данных, их смысл. Тогда, получается, начальники реагируют только на
сигналы, клерки способны лишь выстраивать поленницы чисел да заборы
графиков, и только аналитикам интересен смысл данных, информация о неких
процессах. Лишь им, получается, и адресуют программисты-разработчики свои
дорогостоящие послания в форме навороченных информационных систем. Информация и решение задач государственного управления 1. Неважно, что вам говорят - вам говорят не всю
правду. Иерархия. Стройная, вроде бы, схема, тысячелетия она уже
существует. Учрежденческие клерки, писцы, тащат свои отчёты к аналитикам.
Те, выявив в численных данных скрытый смысл, информацию, бишь,
представляют её к размышлению многодумным начальникам. А ЛПР'ы превращают
дошедший до них смысл в решения, после чего эти самые решения и
запускаются, - как вверх, так и вниз по иерархии - в контур
государственного управления. Данные остаются данными, какое б количество материала не собрали трудолюбивые офисные муравьи. Информация, порождаемая аналитиками, базируется, чаще всего, на другой информации, а вовсе не на данных. При этом ни в какие решения начальников информация так и не переходит, а идея рациональности выбора на основе информации - это глубокое заблуждение. Интересно, что как раз за опровержение этой точки зрения и получил в 2002 году Нобелевскую премию по экономике Дэниэл Канеман (Daniel Kahneman) из Принстонского университета. А решения свои начальники вырабатывают исключительно путём тонкого анализа сигналов, подаваемых вышестоящими начальниками, конкурентами из вражьей стаи, да собственным внутренним голосом, интуицией. Так, по крайней мере, утверждает наука, а она никогда не врёт. Другое дело, что говорит она тихим голосом и проблема зачастую в том, чтобы услышать её бесценные "слабые сигналы". 6 6. Баранов В.П., Двуреченских В.А. Слабые сигналы // Финансовый контроль, 2002, №1(4), с.83-86. Но если старая права (а какие могут быть сомнения?), это может иметь очень серьёзные последствия для всего информационного системостроения. Выходит, по причине отсутствия плавного (да и
скачкообразного тоже) перехода от сигналов к данным, от данных к
информации, от информации - к знанию, далее везде, но нам интересны только
эти три категории, никакой необходимости развивать информационные монстры
типа того же "Оракла" нет. Да, конечно, наращивать их можно и дальше.
Почему бы и нет? Это ж не артиллерийские орудия, размеры которых
ограничивала баллистика снаряда, но эффективность подобного рода систем с
ростом их навороченности расти не будет. Она, впрочем, и сейчас уже не
растёт. А что рынок? Рынок информационных технологий пик энтузиазма уже пережил и после апреля 2000-го NASDAQ знает только одну дорогу - вниз. Но ведь какие-то люди по-прежнему ещё покупают информационные системы? Более того, мы думаем, что будут покупать и дальше - NB! - для государственных нужд. Диссертации-то по научному коммунизму защищали ведь ещё и в 1992 году и даже позже - не пропадать же было добру. Тогда вопрос с подвохом: что ж, выходит, иерархии функционируют лишь для того, чтобы накапливать никому не нужные данные? Конечно, не только для накопления никому ненужных данных,
также и для накопления никому ненужных планов. Которые сразу после
написания захоранивают в архивах и не читают вообще никогда. Но, как
сочинялись, так и будут сочиняться всегда. Такова природа вещей. Что делать? Ничто не делается по разумным причинам. Виновных нет - и это приятная часть сообщения. Что
делать? - каждый решает сам, поскольку универсальных рецептов нет - и это
неприятная часть сообщения. Уже купленные системы пусть остаются на боевом
дежурстве, их обслуживание позволит скоротать служебное время и даст
достойную оплату труда многим людям, особенно специалистам старших
возрастов, которым не всегда уже хочется переучиваться. Другое дело, если
ваша организация и в самом деле решает практические задачи. Тут есть
только один - тяжёлый, но проверенный способ: надо сосредоточиться и
хорошенько всё обдумать. Начальник, которому добросовестный клерк принесёт свою распечатку, проверит результат, распишется в верхнем левом (или правом нижнем) углу, в том смысле, что утверждает данный результат, или же, напротив, погонит исполнителя что-то там пересчитать для другого состава данных - вот вам и вся технология государственного управления. Приложением может стать, например, система GAMS с её обширной библиотекой или иной оптимизационный и/или статистический пакет, в коих сейчас недостатка нет. Естественно, при этом подходе увеличится нагрузка на тех, кто делает интеллектуальный инструментарий клеркам. И это хорошо, поскольку люди растут вместе с задачами. Кстати, и нагрузка тоже не вечна, т.к. число задач в любой организации не бесконечно и рано или поздно все они, так или иначе, но настраиваются под интеллектуальный инструмент. А информационные системы вовсе не вымрут, подобно динозаврам или шагающим экскаваторам, просто будут тем, чем и должны быть, - средством логистики данных, 90% которых уже изначально избыточны. Можно ожидать, что после схлопывания "электронных пузырей" роль в управленческих технологиях научного метода, оказавшегося потеснённым улучшением сервиса на второй план, снова вырастет. Давно известно, что нет ничего практичнее хорошей теории. Очередная схватка хорошего с лучшим, как и всегда, закончилась победой хорошей теории. Но никто из начальников об этом пока не знает. И, следовательно, ещё можно успеть много хорошего и практически ценного, прежде чем они догадаются и возьмут свои меры. Удачи!
![]()
|